Пятница, 19.04.2024, 11:30
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В бой идут одни "старики"

Встречи с Леонидом Быковым

Встречи  с  Леонидом  Быковым

 Леонид Быков в фильме В бой идут одни старики Почти 40 лет (1972г) назад начались съёмки фильма "В бой идут одни старики". О своих фронтовых товарищах и встречах с Леонидом Быковым вспоминает дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков - прототип Маэстро и Кузнечика в этом фильме.Маэстро, Смуглянка, Ромео, Кузнечик - эти причудливые добрые прозвища героев - лётчиков из любимого всеми фильма "В бой идут одни старики" остались в памяти не одного поколения. Уже нет в живых ни Леонида Быкова ( веселого, но строгого Маэстро ), ни Александра Иванова ( интеллигентного беззаботного остряка Кузнечика ). Немногие знают, что на экранегерои фильма воспроизводили эпизоды из боевой жизни настоящих лётчиков - истребителей 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка, о которых рассказал командир тойсамой поющей эскадрильи,дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков настоящий Маэстро - Виталий Иванович Попков.
  - Помните эпизод в фильме, когда Кузнечик в первом же полёте отличился - посадил самолёт на брюхо, за что и получил от Маэстро "благодарность" в виде назначения вечным дежурным по аэродрому. Конечно, Леонид Быков этот эпизод в фильме изменил и немного приукрасил. На самом деле я отличился несколько иначе. Я был выпускником предвоенного "невезучего" выпуска лётчиков, когда нарком обороны Семён Тимошенко отдал приказ выпускать лётчиков не лейтенантами, а сержантами. Вот и пришёл я в авиационный полк сержантом в обычной солдатской шинели и хлопчатобумажной гимнастёрке вместо кожаного реглана. Вид у меня был довольно убогий, и, когда я сел в самолёт, техник просто выгнал меня из машины и к самолёту не допускал. Я ему доказываю, что я лётчик, а он мне: "Да какой же ты лётчик !   Сержант !"   Обидно было до слёз. В таком состоянии я и предстал перед командиром полка Василием Зайцевым. И тот, чтобы посмотреть, как я летаю, отправил меня в первый учебный полёт. А я, разозлённый, думаю:"Сейчас вам покажу !"  А тут ещё и девушки - связистки появились на аэродроме - посмотретьна новичка. Ну я и показал класс: пронёсся на малой высоте прямо у них над головами, пикировал, в штопор входил, показывал и другие фигуры пилотажа, хотя этого совсем не требовалось. Надо было просто взлететь, сделать пару кругов и спокойно посадить машину. Приземлился, довольный сам собой, и думаю: наверное, удивил командира. А он мне такой разнос устроил !  "Будешь дежурить по аэродрому, пока Сергей Иванов в роли Кузнечикане посинеешь", - кричал командир. Вот я и дежурил за всех, и какое - то время меня уже даже и лётчиком не считали. Когда потеплело, чтобы совсем не свихнуться от тоски по полётам, я стал ловить кузнечиков. Так ко мне прозвище Кузнечик и прилипло. Завёл я и пса. Помните, в фильме у Кузнечика была такая маленькая шавка. Это тоже Быков постарался, так как в реальной жизни у меня.  После освобождения Калинина ( сейчас это Тверь ) в Январе 1942 года нашими войсками в разбитом немецком полицейском участке я обнаружил эту собаку, которую позже назвал Барбосом. Пару дней кормил её, и она меня признала. Так Барбос оказался на аэродроме. Пёс был отличный. Не поверите, он выполнял солдатские строевые команды. При построении полка собака занимала место в конце строя, по команде "Равняйсь!" - поворачивала голову направо, на "Смирно!" поднимала морду вверх, а когда командовали "Вольно!", начинала вилять хвостом. Когда у командира полка было хорошее настроение, он по нескольку раз повторял команды, чтобы развеселить лётчиков. Позже, когда меня уже допустили к полётам, Барбос всегда провожал меня.
  Судя по рассказу, образ комэска Титаренко в фильме появился во многом благодаря усилиям Леонида Быкова.
- Как - то в разговоре Леонид Фёдорович признался, что в юности мечтал стать лётчиком, даже трижды поступал в военное училище, но по разным причинам не проходил. Думаю, во многом поэтому в фильме ему хотелось создать образ настоящего лётчика - героя. Помню, как он был страшно удивлён тем, что я был всего лишь сержантом. "Ни в коем случае, - повторял он. - Маэстро непременно должен быть офицером, бывалым лётчиком". Так в киноленте появился Капитан Титаренко - ас, воевавший ещё в 1937 году в Испании. Думаю, по той же причине Лёня из меня "вылепил" сразу двух персонажей. Ведь Маэстро - герой, но и юмористический образ Кузнечика жаль было терять. Кстати, фамилию главному герою Леонид Быков дал в память о своём друге.
  Как - то в один из Мартовских дней 1942 года почти весь полк улетел на задание. На аэродроме остались только техники, молодые лётчики и 2 самолёта - командира полка и комиссара. Как вдруг вижу: заходят для атаки немецкие самолёты - 2 бомбардировщика "Юнкерс-87" и 2 истребителя "Мессершмитт-109". Ближе всех к самолётам оказался я. Мгновенно вскочил в один из них и без парашюта, без лётного обмундирования взлетел и ринулся в атаку. С первого же захода "завалил" тихоходный бомбардировщик. Командир полка в это время брился - так, в одной майке, как вКузнечик сбил самолёт фильме, и взлетел. Но сбить немецкий самолёт ему не удалось, так как после моей атаки они быстро ушли. Когда я приземлился, лётчики, чтобы подначить меня, выстроились в две шеренги - мол, приветствуют героя. Ну, я им подыграл: почти как Кузнечик в фильме, прошёлся чинной походкой, поблагодарил за оказанное доверие. Но 100 грамм не требовал, это уже киношники придумали. И тут к комиссару, который стоял со всеми в строю, подбежал разгорячённый командир полка и принялся его хвалить. А тот лукаво улыбнулся и на меня показал, дескать, вот кого следует благодарить - сержанта Попкова: "Я не взлетал. Это ваш вечный дежурный сбил". Командир сначала растерялся, а потом, притворно нахмурившись и улыбаясь уголками губ, обратился ко мне: "Что ж ты остальных отпустил ?"   А у меня огонь в груди - я как чувствовал, что теперь моя судьба изменится, и поэтому без страха выпалил коронную фразу: "Вы, товарищ командир, своим нижним бельём всех немцев распугали". Когда я рассказал Быкову об этом эпизоде, он ему очень понравился и вошёл в фильм.
  К концу 1942 года я сбил 13 самолётов противника, получил звание старшего сержанта и был назначен на должность командира эскадрильи. Ситуация сложилась парадоксальная: я командир эскадрильи, и при этом всего лишь сержант. А у меня в подчинении - Лейтенанты, Капитаны и даже Майоры. Хотя, несмотря на разницу в звании, меня уважали. Я ведь, если что, мог и по физиономии въехать тому же капитану или майору. Правда, это было редкостью. Эскадрилья была дружная. На танцы всегда ходили вместе. Ребята подводили ко мне своих подруг, представляли меня как командира, что вызывало интерес у девушек. Ещё больше те удивлялись, если я просил кого - то из своих подчинённых уступить на танец - другой свою партнёршу. Ребята не сопротивлялись - уступали, а девочки бывали шокированы - мол, каков командир: ему даже офицеры уступают. Но моё счастье было недолгим. В 23:00 приходил дежурный и объявлял: "Всем сержантам "отбой". Так мой "героизм" прямо на глазах у слабого пола превращался в пыль. Подчиняясь распорядку, я шёл в казарму, а девушки недоумевали. Только в 1943 году вместе с первой Звездой Героя Советского Союза за 16 сбитых мной вражеских самолётов я получил повышение в звании - стал Младшим лейтенантом. И наконец смог вздохнуть спокойно.
  В конце 1960-х годов судьба свела меня с Леонидом Быковым. Это произошло в Венгрии. После войны наша авиационная часть дислоцировалась в этой стране. В Августе на День авиации к нам в часть приехала группа артистов во главе с Иосифом Кобзоном, а с ними деятели кино и искусства Украины. Был среди них и Леонид Быков. Он сразу заинтересовался историей нашей части, пошёл в музей авиаполка, где и узнал о поющей эскадрильи. Лёня буквально накинулся на командира полка с расспросами, что да как, а тот представил Быкову меня: "Вот вам настоящий командир поющей" ( я тогда отдыхал с женой на озере Балатон, а к приезду артистов был вызван в часть ). Мы познакомились, Лёня пригласил меня в ресторан. Я сначала стушевался, денег у меня после отпуска негусто было. Но все расходы он взял на себя. Быков оказался очень дотошным. Он буквально выбивал из меня эпизоды нашей боевой жизни для будущего сценария фильма. И признался тогда, что уже очень давно хочет снять фильм о лётчиках, но нет хорошего сценария. А тут такая необычная история о поющей эскадрильи ( ансамбли самодеятельности во время войны были во многих авиационных частях, а "поющая" прославилась именно благодаря фильму "В бой идут одни старики" ). По сути, фильм Леонида Быкова - это художественная и очень правдивая киноповесть о жизни лётчиков нашего 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Когда мы с Лёней расставались, он пообещал, что непременно сделает фильм о нас. Фильм снимался без моего участия: я ведь был на службе за границей. Да и работа над лентой началась не сразу, где - то через пару лет. К тому же, как известно, изначально фильм положили на полку. И мне пришлось принимать непосредственное участие в том, чтобы он вышел на экраны страны.
В бой идут одни старики
  Когда я служил в главной инспекции ВВС, в должности Генерал - инспектора приехал в Киев проверять Воздушную армию. Как - то после работы позвонил Лёне Быкову. Он очень обрадовался моему звонку, предложил встретиться. Оказалось, что фильм снят, но министр культуры не даёт добро на прокат киноленты. Не буду рассказывать о всех перипетиях, но закончилось всё тем, что вместе с Быковым мы приехали в министерство культуры, встретились с министром и просмотрели фильм. Я был в восторге от того, что увидел, едва сдерживал эмоции, вспоминая боевых друзей и пережитое. А министр ( не хочу называть его фамилию ) был недоволен: "Что это за фильм, возмущался он, тут лётчики гибнут, не возвращаясь с заданий, а живые песенки распевают. Такого на войне быть не могло !" Я спрашиваю министра, был ли он сам на войне. Тот отвечает, что не был, но всё равно уверен, что так на войне не бывает. Не убедили его и мои признания в том, что прототип главного героя - это я, командир настоящей поющей эскадрильи. Тогда пришлось обратиться к заместителю министра обороны, главкому ВВС Павлу Кутахову. Мы с ним были давними друзьями. Он тоже боевой лётчик, Герой Советского Союза, в те годы - депутат Верховного Совета СССР. В общем, рассказал ему о фильме, Кутахов его просмотрел и остался доволен. Но и у него с министром разговор не получился, после чего, как говорил Павел Степанович, он обратился выше. Через какое - то время фильм всё - таки выпустили в прокат, правда, кое - что из него всё же вырезали.
  Некоторые традиции сложились в авиационном полку ещё до моего прихода туда. К примеру, в полк старались брать лётчиков поспортивнее: гимнастов, футболистов, волейболистов. Так что эпизод, когда Капитан Титаренко забивает гол Ромео, имеет вполне реальное происхождение. А музыка среди лётчиков всегда была в почёте. И поговорка, которую Маэстро произносит в фильме - "Кто сказал, что нету места песне на войне", вполне уместна. Я тоже любил музыку, особенно джаз, и, когда стал командиром эскадрильи, стал организовывать настоящий джаз - оркестр, подбирая ребят, которые умели бы играть на музыкальных инструментах. Мы хотели играть именно джаз, так как тогда это было довольно модное музыкальное направление. Это уже в фильме сделали акцент на народные песни. Возможно, так было нужно, так как выглядело очень патриотично. Но мы всё - таки старались играть джаз. Хотя, конечно, в репертуаре были и народные мелодии, и фронтовые песни, и с некоторых пор - одесские блатные. Это нам Леонид Осипович Утёсов подсобил...
  С ним нас связывала долгая и крепкая дружба. И я, и ребята не раз бывали в краткосрочных отпусках за сбитые самолёты врага. Часто приезжали в Москву, ходили на концерты Утёсова, Шульженко, Руслановой. Познакомились со всеми. Но Леонид Осипович особенно тепло относился к нам. Несколько раз мы приглашали его на фронт, и он никогда не отказывал - со своим ансамблем давал джаз - концерты в нашем полку. Однажды он подарил нам 41 пластинку с записями джазовой музыки и одесскими блатными песнями. Мы были в восторге. Поначалу просто слушали, а потом стали разучивать. Особенно нам нравились блатные. Как заведём "фуги" - так весь полк сбежится на наше выступление. Как - то мы присутствовали в Москве на его концерте. Перед началом зашли в гримёрку, посидели, поговорили по душам. Начинается концерт, и Утесов объявляет, что в зале сидит его очень хороший друг - лётчик Маэстро, и просит меня подняться на сцену. Я вышел на сцену, а Леонид Осипович протягивает мне трубу и говорит: "Ну что ж, коль ты здесь, давай дирижируй". Конечно, сначала я смутился, но Утёсов настаивал, и пришлось дирижировать. Отмахал я один куплет, а потом передал дирижерство Утесову. Мне было тогда 23 года. Когда уходил со сцены, зал взорвался овациями. Мало кто знает, что Утёсов подарил нашей эскадрилье 2 истребителя, построенные на деньги, заработанные его ансамблем. В полку считалось почётным совершить боевой вылет на таком самолёте. На одном из них была сделана надпись "Весёлые ребята", на другом наши товарищи нарисовали голову льва. Кстати, есть легенда, что только немцы рисовали животных на своих боевых машинах. Наши тоже этим увлекались. К примеру, у меня на самолёте красовалась голова тигра, у других - льва. А молодые лётчики рисовали ощетинившегося кота.
капитан Титаренко-командир поющей эскадрильи
  Где мы доставали музыкальные инструменты на войне ?  Кое - что доставалось как трофеи. Иногда инструменты находили в оставленных жителями квартирах, когда советские войска освобождали тот или иной город. Был случай, когда танкисты подарили нам прекрасный баян, ранее принадлежавший их командиру. Тот погиб, а инструмент остался... Помню, как однажды ребята из эскадрильи решили немного подшутить надо мной, подарив мне маленькую трубу. Для того, чтобы я ею дирижировал. На трубе я вообще - то не играл, как и на других музыкальных инструментах. Поэтому Маэстро в фильме только дирижирует. Я очень любил популярного в то время джазового исполнителя Эда Родмана, старался копировать его манеру дирижирования, его жесты. Он, в отличие от меня, играл на трубе и с её помощью даже руководил ансамблем. Кстати, Маэстро меня стали называть, когда сформировался наш ансамбль. А лётный позывной у меня был "Ландыш".
  Кстати, о прозвищах. В фильме они лишь немного изменены. К примеру, Смуглянкой у нас в эскадрилье называли узбека Морисаева. Он очень любил песню "Смуглянка - молдаванка" и каждый раз просил нас её исполнить. Но вот многие прозвища в фильме не использовались, так как были немного грубыми. К примеру, командир звена Старший лейтенант Саша Пчёлкин носил прозвище "Пожарный" - до войны он работал пожарником. Одного из ребят называли "Дикий", потому что как - то на охоте ещё на гражданке он по ошибке выстрелил не в диких, а в домашних уток. Лётчика Николая Беляева называли "Хромой" - после ранения в ногу он прихрамывал. Николай Игнатов носил прозвище "Костыль", уже не помню, за что. В фильме же использовали более благозвучные прозвища.
 Гуляй, Вася ! Некоторые моменты в фильме не совпадают с реальностью. Помните двух прекрасных лётчиц,которые попадают в поющую эскадрилью, и у одной из них начинается роман с молодым лётчиком. В конце фильма мы видим обелиск с их фотографиями - девушки погибают. Не знаю, почему концовку сделали такой, но в реальной жизни одна из девушек, Надежда Попова - та, что помоложе, осталась жива. Здравствует она и поныне. Сейчас мы вместе с ней "отдуваемся" на различных торжественных мероприятиях. Она вышла замуж за лётчика нашей эскадрильи Виктора Харламова ( его, к сожалению, уже нет в живых ). Когда мы собирались выпить на День Победы или в День авиации, она всегда строго следила замужем, чтобы знал меру. И тогда супруг в шутку грозил ей: "Надежда, успокойся, а то я тебя второй раз похороню". Те, кто знал историю с фильмом, сразу понимали, о чём речь.
  Немного изменил Леонид Быков и судьбу Володи Барабанова, роль которого в фильме исполнил Владимир Талашко. Помните момент, когда лётчик стал бояться боя и Маэстро его проучил, имитируя заклинивание оружия при атаке. Тогда к герою Талашко вернулась уверенность, и он сбил немецкий самолёт. В жизни когда Володя, испугавшись, в первый раз вышел из боя, я ограничился только коротким разговором. Думал, пройдёт, ведь на его счету уже было 9 сбитых самолётов. Но ребята из эскадрильи пригрозили: ещё раз выйдешь из боя - сами расстреляем в воздухе. И вот снова бой, и снова Володя вышел из боя, но, слава Богу, свои его не завалили. Он был очень расстроен, говорил, чтобы я отдал его под трибунал.. Вечером, как это и показано в фильме, мы пошли с Володькой на выпас, сели у костра, поговориликапитан Титаренко-командир поющей эскадрильи по душам. Я - то знал, что он прекрасный парень, отлично пел, только сломался где - то, не выдержал нервного напряжения. В следующий бой я взял его с собой ведомым, хотя до этого он сам водил своих лётчиков в бой. Стычка была жаркой, но Володя выдержал и в том бою сбил 3 немецких самолёта - по тем временам случай довольно редкий !  В фильме его заслуги немного приуменьшили. Жаль его - погиб, причём случайно. Возвращаясь с задания, мы наткнулись на немецкую колонну и пошли на штурм, боезапас был целым. Три захода утюжили немцев как следует. И вот на последнем, четвёртом, заходе по нам ударила зенитка, и первые же снаряды сразили Володю. Погиб он прямо в воздухе. Его самолёт упал рядом с селом Коропчино. Крестьяне похоронили Володю прямо рядом с самолётом. Через несколько дней наши войска отбили село у немцев. Мы нашли могилу и перезахоронили Володю на сельском кладбище. Тяжело тогда было всё это видеть...
  Дважды судьба сводила меня с сыном вождя: Василием Сталиным. Первый раз - ещё в детстве. Мой отец служил в Кремле в гараже особого назначения, возил членов советского правительства и числился в штате НКВД. В 1931 году его с мамой отправили в командировку за границу - водителем какого - то нашего представителя за рубежом. А меня и моего младшего брата отправили в привилегированный детский дом в Гаграх. Кстати, уже тогда, в 12 лет, я начал заниматься в авиакружке и получил удостоверение лётчика - планериста. Здесь я и познакомился с Василием, который жил вместе с отцом на летней даче. Нас связывало увлечение авиацией. Я не раз бывал у них на даче, видел Иосифа Виссарионовича, но он никогда со мной не разговаривал, хотя конфетами угощал щедро. В 1935 году мои родители вернулись, меня из детского дома забрали, и мы с Василием расстались. Потом мы встретились во время войны - Василий летал в составе нашей дивизии. Причем летал он очень хорошо. Мы часто виделись, он помогал мне, чем мог. Благодаря его стараниям мою будущую жену Раю - старшего лейтенанта медицинской службы - перевели поближе ко мне, хотя сначала мы служили на разных фронтах. Я познакомился с Раей в госпитале, где восстанавливался после ранения. Кстати, свадьбу мы сыграли 9 Мая, а Василий Сталин был у меня свидетелем.
  На войне меня сбивали дважды, в отличии от аса Титаренко в фильме. Первый раз меня подбили на 101-м боевом вылете, на малой высоте. Самолёт загорелся, но я успел, ещё сидя в кабине, выдернуть кольцо парашюта. Кабина - без крыши, и раскрывшийся парашют буквально выдернул меня из горящей машины, но спасти от падения не смог, так как пламя опалило шёлк и он обуглился. Падение смягчило то, что я зацепился за дерево и упал в болото. Руки - ноги остались целы, но лицо обгорело. Шесть раз мне пересаживали кожу со здоровых участков. Самые тяжёлые ранения я получил, когда таранил немца. Самолёт упал с довольно большой высоты, удар был сильным - я отбил себе внутренние органы, сердце легло на диафрагму, дышать было очень тяжело. Меня подшили, и я летал до конца войны, лично сбил 42 самолёта противника и ещё 13 завалил в группе.
  Был у меня на войне один потрясающий эпизод, не вошедший в фильм. Лёня сразу сказал, что такое не дадут снять. Помните, я рассказывал о старшем лейтенанте Саше Пчёлкине. Так вот, как - то он на своём самолете вывозил из окружения наших бойцов и явно перегрузил самолёт. Машина с трудом поднялась в воздух, не раз заваливалась, чуть не разбилась при взлёте, но, благодаря мастерству пилота трагедии не произошло. Тут бы его наградить за подвиг, но комиссар на него взъелся. Мол, что за лихачество ?  И Саша был в немилости чуть ли не до конца войны - лётчик классный, немцев сбивает, а у него только 3 медали... Весной 1945 года, когда началась Берлинская операция, Пчёлкин совершил ещё один героический поступок. Когда в бою сбили командира его звена, Сашка посадил самолёт на вражеской стороне, забрал документы погибшего товарища и благополучно вернулся домой. Об этом стало известно командующему фронтом Маршалу Ивану Коневу, который вызвал Пчёлкина к себе в штаб. И тут произошло удивительное. Конев спросил: "Сколько сбили самолётов ?" - "Шестнадцать". - "К званию Героя представлены ?" - "Не могу знать".Тогда Конев стал узнавать, в чём дело, командир полка, чувствуя вину, стал выкручиваться - якобы документы затерялись. Это взбесило Конева: "Вы лжёте полковник, без моей подписи ни одно представление не уходит в Москву. Приказываю через 2 часа подготовить представление". Командир бросился было выполнять приказ, но Конев его осёк: "Полковник, вы своей властью имеете право наградить Пчёлкина орденом Красной Звезды - вот и награди!" Через несколько минут все 4 ордена были прикреплены к гимнастёрке лётчика, а через 10 дней Саша Пчёлкин получил и звезду Героя. Справедливость восторжествовала. Второго такого награждения за всю войну не было. Эпизод этот, безусловно, уникальный и очень выигрышный. Но, думаю, даже если бы Быков захотелего показать в фильме, его бы всё равно вырезали. Из идеологических соображений. Может, взамен этого эпизода в фильме появилась сцена с торжественным вручением лётчикам партийных билетов.
  бюст Попкову В.И.Дважды героям ставили бронзовые бюсты. Мой стоит в Москве в Самотечном сквере. В день открытия бюста пришли мы со скульптором Львом Кербелем в сквер, разбили бутылку шампанского о постамент, а коньяк разлили по половинкам пустотелого огурца - другой тары не додумались захватить. Только пригубили, а тут откуда - то милиционер взялся: нарушаете, товарищи, общественный порядок. Уже был готов отвести нас в отделение, а Кербель ему: "Посмотри на бюст и на нарушителя..."   Глянул милиционер и обомлел от удивления. Потом растрогался и говорит: "Раз такое дело - и я с вами рюмочку выпью !.."

Александр Гороховский ( Москва - Киев ), 2002 год.

Оригинал статьи на сайте: http://airaces.narod.ru/all1/popkov2.htm  Бюст лётчику-истребителю В.И. Попкову  Спасибо создателю сайта ! http://airaces.narod.ru/avtor.htm

Категория: В бой идут одни "старики" | Добавил: ded (03.03.2012)
Просмотров: 1982 | Теги: самолёт, маэстро, Владимир Талашко, Виталий Иванович Попков, В бой идут однистарики, Кузнечик, лётчик - истребитель, Эскадрилья, Леонид Быков, Смуглянка